Как правильно вести бухгалтерию на маркетплейсах | Толковый блог

пн-пт: 10:00-17:00

по предварительной записи

Как вести бухгалтерию при торговле через маркетплейс

Пост актуален на

Многие предприниматели, едва начав торговлю через маркетплейс, ведут все дела самостоятельно. Если объемы продаж невелики, то для учета достаточно инструментов, предоставляемых площадкой или банковской онлайн бухгалтерией. С расширением бизнеса возникает вопрос, как вести бухгалтерию на маркетплейсах?

Начало начал или с чего начинается торговля на маркетплейсе

История взаимоотношений с маркетплейсом начинается с регистрации нового сейлера. В этот момент он передает площадке свои данные и изучает, а после и принимает ее оферту. Это основополагающий документ, в котором расписаны все нюансы совместной работы, начиная с того, как хранится товар, заканчивая тем, как определяется размер комиссии, как она выплачивается.

С точки зрения закона маркетплейс и продавец подписывают агентский договор. Соответственно, первый становится агентом, а второй — принципалом. Следовательно, все нюансы, касающиеся того, как вести учет на маркетплейсах, следует рассматривать исходя из того, что агент по поручению принципала совершает продажу товара и за это получает агентское вознаграждение. Значит, практически все бухгалтерские проводки выполняют по обычной схеме.

Острые камни в прозрачной воде

Однако бухгалтерия на маркетплейсах все-таки имеет свою специфику. Например, если товары хранятся на складе площадки, но еще не проданы, их необходимо снять с учета склада сейлера и отобразить на специальном счете 45 «Товары отгруженные» с указанием на какой именно маркетплейс товар был отгружен.

При работе через маркетплейс расчеты с площадкой в бухгалтерии следует разделять на платежи за товары, платежи агентскую комиссию и расчеты с площадкой за другие услуги маркетплейса. Обычно в бухгалтерской практике это отображается по одному контрагенту (например, по каждой площадке). Создается три договора для расчета с ним: отдельный договор для отображения расчетов по платежам за товары, отдельный договор по расчетам за агентскую комиссию, отдельный договор для расчетов за услуги торговой площадки, например, за доставку товара или услуги по страхованию.

Доходный подвох

Главная ошибка всех онлайн-бухгалтерий, а также банковских бухгалтерских решений заключается в том, что они неверно учитывают доход от продаж на маркетплейсе. Это, в свою очередь, приводит к большим штрафам и доплатам налогов при налоговой проверке.

Важно помнить, что Вашим доходом является вся сумма, которую торговая площадка получила с конечного покупателя. Несмотря на то, что Вам площадка доход переведет за вычетом своих комиссий и других удержаний, доходом будет вся сумма, которую заплатил покупатель на маркетплейсе. Эту сумму можно увидеть в отчетах маркетплейса.

Кассовые чеки

Поскольку покупателем товара на маркетплейсе являются физические лица или организации, которые платят банковскими картами, то покупателю нужно выдать кассовый чек. Однако, в данном случае маркетплейс выполняет роль платежного агента, а это значит, что именно торговая площадка должна выдать кассовый чек покупателю в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ от 22.05.2003. Самому сейлеру в данной ситуации касса не нужна.

Выводы

Очевидно, что вне зависимости от масштабов бизнеса и организационно-правовой формы сейлера, бухучет обязателен вне зависимости от того, что по этому поводу написано в законе. И лучшим решением станет его передача на аутсорсинг нашей команде. Почти 20 лет работы в России, Европе и Азии позволили нам приобрести уникальный опыт, который поможет вам избежать дорогостоящих ошибок.

Другие посты

Возможно, вам будет интересно почитать: